Законопроекты июня 2020 года

11 сентября 2020 г.

Здесь собраны законопроекты, которые повлияют на работу УО, ТСЖ, ЖСК. Госдума рассматривала их в июне.

ПРИНЯЛИ

1. Штрафовать за неприменение онлайн-кассы в расчетах за ЖКУ начнут с 1 октября, а не с 1 июля

Вступление в силу нормы о штрафах за нарушение в работе с онлайн-кассами при оплате услуг ЖКХ перенесли с 1 июля на 1 октября. Такой Закон от 23.06.2020 № 184-ФЗ вступил в силу 23 июня.

Согласно поправкам положения частей 2–4 и 6 статьи 14.5 КоАП могут приостановить для управляющих МКД организаций до 1 октября 2020 года. Напомним, что штрафы за данное нарушение для должностных лиц составляют от четверти до половины от суммы расчета, проведенного без ККТ, но не менее 10 тыс. руб., для юридических лиц – от 75 процентов до одного размера суммы расчета, но не менее 30 тыс. руб.

Ранее Закон от 03.07.2019 № 171-ФЗ приостановил действие частей 2–4 и 6 статьи 14.5 КоАП. До 1 июля 2020 года управляющие МКД организации не привлекают к административной ответственности, если они не используют ККТ в расчетах за ЖКУ.

Закон принят по законопроекту № 613594-7.

Как работать с онлайн-кассой в расчетах за ЖКУ

РАССМАТРИВАЮТ

2. Запрет на комиссии при оплате услуг ЖКХ может коснуться не всех граждан

Законопроект № 905546-7 об отмене комиссии при оплате услуг ЖКХ может иметь адресный характер. Комитет по ЖКХ и жилищной политике рекомендовал принять документ во втором чтении с поправкой. Поправку подготовили ко второму чтению.

Принятая в первом чтении редакция запрещает взимать с граждан комиссию за перечисление как платы за ЖКУ, так и пеней, неустоек, штрафов за неполное или несвоевременное внесение платы. Запрет вводится как для банков, так и для почтовых организаций. Ко второму чтению комитетом по ЖКХ содержится тот же запрет, но распространяется только на социально незащищенные и нуждающиеся категории граждан, то есть только на пенсионеров и получателей субсидий на ЖКХ.

Депутаты планировали рассмотреть законопроект во втором чтении в июне, но перенесли рассмотрение.

3. Штраф за некачественные коммунальные услуги предлагают отменить

Законопроект № 938201-7 предполагает, что в случае предоставления некачественных услуг вместо выплаты штрафа потребителю будет меняться только размер платы за коммунальные услуги. Также законопроект устанавливает, кто вправе изменить размер платы за КУ, и порядок взаимодействия РСО и лицом, ответственным за содержание и ремонт общего имущества в МКД.

Действующая редакция ЖК предполагает, что при ненадлежащем качестве оказания КУ исполнитель платит штраф. Снижение размера платы за коммунальные услуги законодатель предусматривает в качестве экономической ответственности исполнителя.

Как отметили в Правительстве, сейчас наложение штрафов на исполнителей коммунальных услуг имеет для них ряд негативных последствий. В частности, административные расходы, связанные с необходимостью уплаты подоходного налога с суммы штрафов.

Депутаты приняли законопроект в первом чтении 23 июня.

Предусмотрен ли штраф в случае, если исполнитель КУ уже сделал перерасчет размера платы за КУ

4. Договор управления будет считаться заключенным автоматически, если УО назначит орган МСУ

Законопроект № 942238-7 предлагает предусмотреть, что договор управления МКД будет считаться заключенным со дня принятия органом МСУ решения об определении УО. Органы МСУ назначают временную УО в МКД, в которых собственники не определили способ управления или не выбрали УО сами.

В этом случае временную УО назначают сроком до одного года. Сейчас порядок принятия такого решения органом МСУ и порядок определения условий договора управления устанавливает постановление Правительства от 21.12.2018 № 1616. Однако собственники помещений в МКД могут не заключить договор об управлении МКД. В связи с этим законопроект предлагает предусмотреть, что договор считается заключенным со дня принятия органом МСУ решения об определении УО.

Орган МСУ будет обязан в течение пяти рабочих дней со дня определения УО письменно уведомить всех собственников помещений в МКД о принятии такого решения и об условиях договора управления.

Депутаты приняли законопроект в первом чтении 23 июня.

В каких случаях и как орган местного самоуправления вправе менять УО или способ управления МКД

5. Органы МСУ будут передавать детские площадки и парковки собственникам бесплатно

Законопроект № 691245-7 предлагает передавать объекты благоустройства придомовых территорий, построенных за счет бюджетных средств, собственникам помещений в МКД. Передачу в пользование разрешат, если придомовая территория входит в состав общего имущества собственников в МКД. Решения общего собрания собственников для этого не потребуется. Изменения предлагают внести в статью 36 ЖК.

Если придомовая территория не входит в состав общего имущества, то бюджетные объекты благоустройства будут передавать в общую собственность автоматически вместе с земельным участком при формировании участка и проведении государственного кадастрового учета.

В список передаваемых объектов войдут:

  • детские площадки;
  • спортивные площадки;
  • площадки для выгула животных;
  • парковки;
  • малые архитектурные формы.

Депутаты планировали рассмотреть законопроект во втором чтении в июне, но перенесли рассмотрение.

При каких условиях придомовая территория входит в состав общего имущества

6. Собственников могут обязать платить за арендаторов и гостей, причинивших ущерб

Депутаты предлагают сделать собственников материально и административно ответственными за неудобства, которые принесли их гости или арендаторы. Авторы законопроекта № 963432-7 предлагают для этого внести в ЖК новую статью 17.1 «Обязательства по соблюдению прав соседей в многоквартирных домах».

Суть новой нормы в том, что собственник будет нести ответственность совместно с находившимся в его квартире виновником причинения ущерба имуществу соседей или общему имуществу в МКД. Заплатив, собственник сможет истребовать компенсацию расходов у непосредственного нарушителя, если заранее пропишет соответствующее условие в договоре аренды. Поправки коснутся соблюдения арендаторами и гостями режима тишины в ночное время, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований.

Депутаты предполагают, что нововведения повысят комфортность проживания граждан в МКД и также послужат началом формирования соседского права и повысят культуру межсоседских отношений.

Законопроект внесли в Госдуму 27 мая, в июне он проходит стадию предварительного рассмотрения.

Какие обязанности есть у собственника помещения в МКД и как действовать, если он их не исполняет

7. Для подключения к системам теплоснабжения предлагают разработать типовые формы документов

Законопроект № 922560-7 предлагает наделить Правительство полномочиями по утверждению типовых форм документов, необходимых для подключения объектов капстроительства к системам теплоснабжения. Изменения внесут в часть 1 статьи 4 Закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Переход к использованию типовых форм повысит прозрачность процедуры подключения, унифицирует договорную практику и упростит процедуру подключения для потребителей, считают авторы законопроекта.

Депутаты планировали рассмотреть законопроект во втором чтении в июне, но перенесли рассмотрение.

ПРОЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ

8. Список лицензионных требований для УО могут дополнить

Список лицензионных требований для управляющих организаций и требования к соискателям предлагают дополнить новыми пунктами. С таким проектом законодательной инициативы № 7-1289 23 июня выступили депутаты Госдумы. Если инициативу примут, УО придется подойти более ответственно к выбору персонала, а также увеличить уставный капитал.

Дополнить новыми лицензионными требованиями предлагают статью 193 ЖК, внести в нее три новых требования:

  • размер уставного капитала должен быть не менее 5 млн руб.;
  • должностное лицо УО должно обладать профессиональными знаниями в области промышленной безопасности;
  • не менее 50 процентов от штатной численности УО должны иметь квалификационные аттестаты.

По мнению авторов инициативы, дополнение лицензионных требований позволит УО более ответственно подойти к управлению МКД. Проект законодательной инициативы направлен в профильный комитет Госдумы, а также в Минстрой для дачи правового заключения.